суббота, 1 августа 2015 г.

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе

   Информатизация, глобализация, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых специальностей требуют повышенной мобильности и непрерывного образования. Вот почему большую значимость в образовании приобрела готовность учащихся к поиску и работе с информацией, способность переноса освоенных навыков на другие области. В фундаменте образования лежит — формирование совокупности УУД, что обеспечит «умение учиться», а не только освоение учащимися ЗУН: знания, умения, навыки. 
  Само понятие «универсальные учебные действия» (УУД) возникло из-за изменения парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
   Под УУД  в Концепции федеральных государственных стандартов  общего образования (ФГОС) понимается   «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные действия обеспечивают осмысленное обучение, выделяют значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, найти свою жизненную позицию в в окружающем мире,  среди людей, найти самого себя.
Кратко, осмыслить  осознавать принимать жизненных ценностей
Регулятивные действия обеспечивают возможность управлять познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Кратко, уметь формулировать цель, планировать деятельность, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать 
Познавательные действия — это действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, логические действия и операции, способы решения задач.
Кратко, уметь логически мыслить, ставить и решать задачи, проблемы
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли.
Кратко, уметь планировать сотрудничество, формулировать и задавать вопросы, разрешать конфликты, уметь точно выражать свои мысли,  владеть монологом и диалогом. 
Но это все теория, что на практике? Пример заданий, которые формируют УУД…
Русский язык:
  • В русском языке существует слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
  • Миша выделил в словах такие окончания, Саша – другие. А как ты считаешь, кто прав?
  • Соотнесите слова со схемами состав слова.
  • Как бы ты объяснил своему другу про родственные слова?
Окружающий мир:
  • Из упомянутых в статье животных, выбери группу травоядных.
  • Обсудите в паре пути решения данной экологической проблемы
  • В какой природной зоне обитает северный олень? Подготовь устный рассказ об этой природной зоне.
  • Изучи природные зоны России и ответь, где бы ты хотел жить и почему.
Литературное чтение:
  • Как нужно было ухаживать за репкой?
  • Почему репка выросла такая большая?
  • Сочини продолжение сказки «Курочка Ряба» с друзьями.
  • Прочитай текст и найди описание персонажа… , описание дома и т.д.
Изобразительное искусство:
  • Какие краски помогут тебе нарисовать осень? А зимний пейзаж?
  • В какой последовательности ты будешь рисовать автомобиль?
  • Как мы будем оценивать ваши рисунки на этой выставке класса, обсудите их в группе.
  • Какой твой любимый цвет и почему?
Таким образом, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения или включение в урок проблемных ситуаций способствует формированию универсальных учебных действий — способность понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность. Это именно то, что так необходимы человеку в современных условиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий