Четвертый год обучения в
младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники
– это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те
акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного
возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать
первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений
и навыков.
Сформированность
учебных умений и навыков.
К четвертому
классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной
работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при
подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам
сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной
продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то
требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашние
задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети,
которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения и рисунки,
схемы и т. п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.
Владение продуктивными
приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он
способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости,
добывать их самостоятельно.
Какие же общие умения
важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:
– слушать учителя;
– выделять главную мысль
сообщения;
– связно пересказывать
содержание текста;
– отвечать на вопросы к
тексту;
– ставить вопросы к
тексту;
– делать содержательные
выводы на основе полученной информации;
– письменно выражать свою
мысль;
– привлекать
дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями,
энциклопедиями и пр.);
– адекватно оценивать
результаты собственной работы.
Большинство этих умений
опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и
различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного,
делать логические заключения и вывод.
Учиться всему
этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной
степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми,
поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и
ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения,
который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным.
Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной
снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся. Детей необходимо
учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план;
запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т. д.
Навык связного пересказа удобно
развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать
содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего
дня.
Индивидуальные
особенности и склонности детей.
К четвертому
классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов,
складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся
больше, другие – меньше.
Психологические
исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если
школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково
безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность
к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие
склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо
поддержать. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается
стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия,
которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести
уверенность в себе.
Хотите вырастить
одаренного ребенка?
В помощь вам – советы
американского педагога и психолога Девида Льюиса, обобщившего опыт тысяч
семей, где имеются одаренные дети.
· Я
отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные
вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
· У нас
в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы.
Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с
творческим занятием и работа еще не закончена.
· Я
предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для
самостоятельных творческих занятий.
· Я
показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
· Я
предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.
· Я
помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.
· Я
стараюсь показать ребенку интересные места.
· Я
помогаю ребенку улучшить результаты его работы.
· Я
помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.
· Я
никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
· Я
никогда не наказываю ребенка унижением.
· Я
покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.
· Я
приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
· Я
приучаю ребенка к чтению с детства.
· Я
пробуждаю фантазию и воображение ребенка.
· Я
нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.
· Я
позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.
· Я
никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки. Я хвалю ребенка за учебную
инициативу.
· Я учу
ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
· Я
позволяю играть ребенку со всяким хламом. В занятиях ребенка я нахожу достойное
похвалы.
· Не
существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
· Я
помогаю ребенку быть личностью.
· Я
помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
· Я
никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: « Я это тоже не умею».
· Я
верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
Если вы согласны с 20 %
этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным.
Если советы устраивают
вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50 % у вас все должно получиться,
у вас есть на это шансы.
Если вы
выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий